Мы давно привыкли слушать песни. И совсем не задумываемся, что стоит за этим простым привычным словом и приятным звуком. Собственно слушателю это и не надо – задумываться – надо просто наслаждаться. А вот людям, которые говорят, что они работают в музыкальной индустрии, в сфере музыкального издательства и промоушена, полезнo подумать об этом. Так как на практике оказывается, что профессионалы музыкального бизнеса не ‘знают’ самых азов – они не ‘знают’, что такое песня.
Толковый словарь сообщает, что песня – это словесно-музыкальное произведение. У песни есть автор, который выразил свои мысли и чувства с помощью звуков, слов и музыкальных инструментов. Это интеллектуальная собственность, это продукт творчества. Но эти определения могут показаться музыкальным издателям сложными для понимания, поэтому будем говорить на более привычном для представителей этой профессии языке – на языке цен, отбросив все непонятные слова о творчестве, вдохновении, исполнительском мастерстве. Автор вкладывает в песню не только талант, душу, знания и умения, а еще время и деньги. Поэтому, чтобы посчитать, сколько с тоит песня, нужно сложить следующее:
стоимость работы композитора;
cтоимость работы поэта;
cтоимость работы каждого музыканта, записавшего свою партию в песне;
cтоимость студийного времени для записи;
cтоимость работы аранжировщика;
cтоимость работы звукорежиссера.
Если песня уже звучит на радио, имеет свою аудиторию слушателей, то нужно прибавить сюда стоимость работы промоутеров и оплату самих средств продвижения.
Но часто у музыкальных издателей бывает плохо с математикой и совестью. И они предлагают автору издать песню, подписав договор, по которому автор должен безвозмездно передать исключительные права на свое произведение и тем самым полностью отказаться от своего участия в его дальнейщей судьбе. При этом в договоре обычно не прописано, что конкретно Компания будет делать с песней: вы, гланое, права отдайте, а мы потом решим, будем что-то делать или не будем, может продадим кому-нибудь или положим в стол.
А ведь не только музыканту хочется быть изданным и услышанным, но и издательской компании нужна качественная, актуальная, авторская музыка для развития своего бизнеса. А при равной заинтересованности в сотрудничестве и условия договора должны быть равноценными.
P.S для музыкантов. Если к Вам обратится уважающая себя (но не Вас, как музыканта) Компания и предложит включить Вашу песню в готовящися к выпуску красивый сборник, а в замен предложит передать ей исключительные права на песню, в которую Вы вложились по всем вышеперечисленным пунктам, спросите у этой Компании, знают ли они, что такое песня?
Уважайте себя, уважайте свой труд, и тогда Вас будут уважать другие.
* Передать исключительные права на песню Tears группе VFSix предложило Музыкальное Издательство «ПИТЧ», выпускающее сборники Four Seasons.